Каждый человек ищет свой путь, предназначение, призвание. Не всем это дается легко, но мне повезло. Свою профессию я не выбирала, а родилась и росла с ней, ведь моя мама была педагогом. В детстве я всё свободное время проводила на Станции юных натуралистов, затем переименованной в Городской экологический центр учащихся, где была создана неповторимая атмосфера любви, успеха, тепла, уважения к личности каждого ребенка. В этой атмосфере я и выросла.
Ещё будучи студенткой четвертого курса Университета я пришла работать в ставший уже давно родным и близким Детский экологический центр. Впервые войдя в класс, увидев любознательные глаза ребят, я поняла, что нашла свое призвание, и теперь понимаю — не ошиблась. Учить детей тому, что интересно и важно для них, не ограничиваться программой, навязанной свыше, реализовывать себя во многих направлениях – что может быть лучше!
Изо дня в день я вкладываю все силы в то, чтобы подготовить для вступления в большую жизнь нестандартную личность, детей, жаждущих активного познания мира, способных к обработке информации и творческой деятельности. Стараюсь привить им уважительное отношение к ценностям нашего общества, при этом научить не бояться высказываться и отстаивать собственное мнение, уметь находить правильные решения в любых жизненных ситуациях. Ведь именно такая задача встала перед педагогами после изменения приоритетных направлений развития современной системы образования и введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
На мой взгляд, все дети нестандартны. Каждый ребёнок – это индивидуальность, это целая Вселенная со своими законами и чувствами. К каждому детскому сердцу нужно найти ключик, не ломать его непохожесть на других, а наоборот помочь ей раскрыться.
В соответствии с новыми требованиями педагоги должны не просто преподнести готовые материалы детям, а пройти с ними рука об руку к новым знаниям: сотрудничать, направлять, помогать формулировать свои мысли, которые часто далеки от шаблонов, оригинальны, отражают детский взгляд на мир, и их нельзя не принимать во внимание.
Чтобы достичь этих целей, нужно применять разнообразные методы и формы подачи информации. Использование на занятиях игровых технологий позволяет ребятам в непринужденной форме усвоить необходимый материал. Это в свою очередь создает ситуацию успеха, чтобы хотелось не закинуть книгу в дальний угол, а двигаться вперед, выше и выше продвигаясь по ступеням знаний, что очень важно в воспитании нестандартной личности.
Большие возможности открывает перед учителями использование компьютерных технологий: с помощью презентаций можно оживить занятия, сделать их более яркими и запоминающимися, включить большее количество видов информации и разнообразных иллюстративных материалов. Практика показывает, что их применение дает хорошие результаты – обучающиеся активнее и охотнее принимают участие в работе на занятии. Тем более что компьютер и все, что с ним связано, составляет значительную часть интересов современных детей.
Кроме того, в моем арсенале большой выбор развивающих заданий: кроссворды, ребусы, контурные карты, шифрограммы, работа с историческими источниками, составление таблиц и схем, тексты с ошибками и т.п. В процессе выполнения таких заданий дети овладевают способами познавательной деятельности и лучше понимают и запоминают теоретический материал.
Одним из самых популярных методов включить ребят в процесс обучения и развить их логическое мышление является постановка проблем, или по-другому «озадачивание». Он заключается в том, что я ставлю перед учащимся проблему, задаю вопрос или систему вопросов. Именно при возникновении проблемной ситуации, когда у ребенка появляется интеллектуальное затруднение, задающее направление мыслительной деятельности, работа проходит успешно.
Для формирования нестандартной личности очень важно участие детей в выставках, конкурсах, олимпиадах, форумах и т.п., где они могут показать себя, получить новый опыт, пообщаться с другими участниками. Испытав однажды радость успеха и признания, ребята будут стремиться к новым победам.
Как педагог дополнительного образования я имею возможность заниматься и исследовательской работой с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам.
Не следует забывать, что нестандартные ученики могут быть только у нестандартного педагога. А педагоги дополнительного образования именно такие. Для нас мало быть профессионалом, нужно быть свободным от педагогических догм и стереотипов, быть открытым для творчества, обладать широким кругозором, соответствующим уровнем психолого-педагогической подготовки, иметь высокую культурную планку и гуманные установки по отношению к окружающим, и детям в частности.
Наша жизнь не стоит на месте, дети уже не такие, какими были пятнадцать, сорок или сто лет назад, меняются техники, приемы и методы. Но основа педагогического дела – любовь к детям. Так всегда было, есть и будет. А я люблю детей, и они отвечают мне тем же. Это главное!
P.S. Дорогие читатели, я наконец-то решилась принять участие в конкурсе «Педагог года — 2017» г. Магадана. Это эссе — одно из конкурсных испытаний. Надеюсь на вашу поддержку!
Все дети разные, но обучение с призентациями даже школьникам нравятся.
Какого бы возраста не встретился мне ребёнок я вижу в нём прежде всего личность. Личность индивидуальна и неповторима. К сожалению, даже некоторые родители забывают о том, что их ребёнок личность, имеющая право не только на выражение своего мнения, но и право на его защиту. Мне нравится созвучность с мнением автора, высказанном в предложенной на обсуждение публикации.
Какое счастье у детей найти такого педагога. Сейчас так мало тех, у кого остались силы и желание работать с детьми. Другие ценности в наше время и я уже жду, когда сын подрастет и попадет именно к Елене. Надеюсь, что таких влюбленных в свою работу будет больше, и педагоги будут идти в свою профессию с полным осознанием для чего это им. Ждем конкурса и желаем победы и спокойствия на протяжении всего конкурса. Такой педагог достоин признания.
«...нестандартные ученики могут быть только у нестандартного педагога.» Как я согласна с вами! Невозможно научить тому, чем не владеешь сам...